Дополнительная образовательная программа "Зверьё моё"

Уход за декоративными домашними животными. Исследовательская деятельность в уголке живой природы.

Из всего мира живой природы наиболее эмоционально, ярко, неравнодушно дети воспринимают животных. Чтобы ознакомление с природой шло более целенаправленно и было связано с практической деятельностью, необходимо организовывать уголок живой природы. Именно при непосредственном контакте с животными дети могут научиться относиться к животным как к живым существам, равноправным партнёрам по общению. Однако уголки живой природы имеются не в каждой школе и не у каждого дома, так как не позволяют условия, или не разрешают родители. Вместе с тем уголок живой природы является средством продолжения образования детей: организуется опытническая работа, у детей развиваются трудовые навыки. Детям особенно будут интересны разделы программы: «Основы ЗооДизайна», так как дизайн в современном мире является перспективным и актуальным направлением; и «Зоология с основами ветеринарии», что является востребованным для сельской местности, так как многие содержат домашних животных. Программа «Зверье мое» дает детям возможность свободного, продуктивного общения не только со сверстниками, но и с животными.

Срок реализации программы: 2 года

ПЕДАГОГИ

Суякина Надежда Витальевна – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория;

Чемкова Маргарита Сагадатовна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Власова Екатерина Сергеевна – педагог дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

"Зоология с основами ветеринарии"

Домашние животные в мифологии, религии и культуре.
Ветеринарная служба.
Закон и домашние животные

"Особенности содержания и создание условий для здоровой жизни декоративных и домашних животных. Первая ветеринарная помощь"

Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие

"Проектно-исследовательская работа"

Составление профилактического календаря по уходу за животными.
Мини-исследования по выбранным темам.
Итоговое занятие: сюжетно-ролевая игра "Кошкин дом".

"Основы "ЗооДизайна""

Общие понятия о дизайне
7 признаков гармоничности.
Мода и стиль в "ЗооДизайне".
Выбор темы и составление проектов по оформлению живого уголка в образовательных учреждениях, кафе, ресторанах и других.

"Зоология с основами дрессировки"

"Зоология с основами этологии"

Теория И.П.Павлова об условных рефлексах.
Насекомые, их особенности их поведения, выработка условных рефлексов
Моллюски, их особенности их поведения, выработка условных рефлексов
Аквариумные рыбы их особенности их поведения, выработка условных рефлексов
Земноводные, особенности их поведения, выработка условных рефлексов
Пресмыкающиеся, особенности их поведения, выработка условных рефлексов
Декоративные и домашние птицы, особенности их поведения, выработка условных рефлексов
Млекопитающие: грызуны, насекомоядные, зайцеобразные. Особенности поведения, выработка условных рефлексов.

"Основы дрессировки«

Выбор животного для индивидуальной программы дрессировки
Разработка индивидуальной программы дрессировки.
Формирование нужного поведения животного. Выработка условных рефлексов. Практические работы.
Управление поведением животных.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие познавательных способностей и экологической ответственности детей младшего и среднего школьного возраста, через включение в практическую деятельность по уходу и дрессировки мелких декоративных животных "Уголка живой природы".

Задачи:

1. Ввести понятия по этологии, экологии, психологии животных и ветеринарии.

2. Организовать практику наблюдений и ухода за животными, обучения животных (дрессировки), для развития познавательной активности, ответственного отношения к животным.

3. Создать благоприятный психологический климат при работе в уголке живой природы для формирования у детей доброжелательного отношения к животным.

4. Организовать исследовательскую и проектировочную деятельность в уголке живой природы для развития восприятия, самостоятельности, наблюдательности, мышления в учебно-познавательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Ожидается, что к моменту окончания обучения по программе обучения каждый учащийся подготовит:
- оформленный альбом или тетрадь с материалами, изучавшимися на занятиях, в том числе правильно оформленный "Профилактический календарь";
- реферативно-исследовательскую работу и проект по тематике программы (желательно, чтобы она была защищена на ежегодной традиционной районной научно-практической конференции "Шаг в науку").

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Отсутствие медицинских противопоказаний для контакта с животными.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Таблицы:

Домашние животные.

Этапы развития рыб и земноводных.

Дикие животные.

Виды аквариумов.

Модель:

Внутреннее строение рыбы.

Внутреннее строение лягушки.

Оборудование и ТСО:

Аквариумы разных форм и размеров.

Клетки для грызунов.

Комплект аквариумного оборудования (термометры, обогреватели, фильтры, компрессоры, скребки, сачки, сифон, осветительные приборы)

Кормушки и поилки для животных.

Лупы.

Микроскопы.

Телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель.

Проектор, экран, ноутбук.

Видеокассеты:

Природоведение −1,2.

Биология-2

Биология-3

Духи дикой природы.

Увлекательная природа.

DVD-диск Голубая планета.

Влажные препараты:

Цикл развития земноводного

Внутреннее строение крысы

Внутреннее строение рыбы.