Дополнительная образовательная программа "Взаимодействие"

Формирование социальной адаптации в обществе у детей с ОВЗ

Одной из важнейших проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является преодоление барьеров в их общении и взаимодействии со здоровыми сверстниками. Поскольку в традиционных видах деятельности детского коллектива «особые» дети всегда не выдерживают конкуренции с большинством сверстников, они часто вообще отказываются от контактов с ними. Задача пе­дагога заключается в созда­нии для такого ребенка «ситуации успеха», в выборе вида деятельности коллектива, в котором ребенок с ограниченными возможностями будет изначально успе­шен, причем сможет не только конкурировать со здоровыми сверстниками, но и значительно опережать их. Одним из таких видов деятельности нам представляется туризм и природа. Для решения задач наиболее подходят такие туристические мероприятия, как «поход выходного дня», праздники на природе туристического характера. 

Срок реализации программы: 3 года

ПЕДАГОГИ

Углев Александр Яковлевич – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Что такое туризм
Особенности туризма людей с ограниченными жизненными возможностями

I Модуль "Природа вокруг нас"

Живая и неживая природа.

Эти удивительные камни.

Растения.

Хвойные и лиственные деревья Красноярского края.

В лес за грибами.

Кто такие черви?

Шестиногие малыши (Насекомые).

Земноводные – кто они.

Пресмыкающиеся животные и их особенности.

Кто живет в воде (речные жители – рыбы).

Заботы перелетных птиц.

Зимующие птицы. Как им помочь?

Мир мамонта.

Звери.

Лесные хищники.

Ядовитые и жалящие животные.

Ядовитые и съедобные травы.
II Модуль "Основы туризма"

Правила поведения в лесу и на воде.

Экскурсии и походы.

Снаряжение.

На маршруте.

Устройство бивака.

Костровое хозяйство.

Как вести себя в лесу, если потерялся.

III Модуль "Наблюдения в природе"

Природа вокруг нас

Заповедные места нашего края.

Красная книга – сигнал опасности.

Осень.

Почему они живут там, где они живут.

Жизнь растений и животных зимой. Сохраним ёлку.

Как маскируются и защищаются животные.

Весеннее пробуждение природы.

Человек и домашние животные.

Следы зверей и птиц в парке и в лесу.

Что мы знаем о лете.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе через занятия туризмом.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

1. Подготовка к туристскому лагерю (походу): расчет питания, лич­ного снаряжения; укладка рюкзака.

2. Соблюдение правил техники безопасности во время пребыва­ния в лагере – во время купания, приготовления пищи, заготовки дров, прогулок.

3. Организация быта – заготовка дров; разжигание костра, при­готовление пищи на костре; установка палатки и тента, окапыва­ние палатки; стирка носков, платков, нижнего белья. Соблюдение принципов бесконфликтного существования. Соблюдение правил личной гигиены.

4. Поведение при основных типах чрезвычайных происшествий -проливных дождях, наводнениях и так далее.

5. Ориентирование на местности по местным признакам, по ком­пасу и карте.

6. Первая доврачебная помощь в походе. Самоконтроль.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Абсолютными противопоказаниями явля­ются: острые психические расстройства, инфек­ционные заболевания, передающиеся воздуш­но-капельным и бытовым путем, а также со­стояния, представляющие прямую опасность для жизни и здоровья самого ребенка и окру­жающих (агрессивное поведение, суицидальные тенденции и др.).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

В практике и методике преподавания важны:

– учебники, книги, пособия, статьи (публикации),

- CD- диски,

- видеозаписи учебно-тренировочного процесса, соревнований, массовых мероприятий.

Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося

Рюкзак объемом 90 или 110л.

Спальный мешок в чехле.

Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

Обувь спортивная (типа шиповки).

Сапоги резиновые.

Фляжка или емкость для питьевой воды (1-1,5 л).

Головной убор.

Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).

Свитер шерстяной.

Брюки ветрозащитные.

Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож
складной).

Блокнот и ручка.

Мазь от кровососущих насекомых.

Коврик туристский.

Перчатки рабочие.

Носки шерстяные.

Седушка походная.

Очки солнцезащитные.

Шапка «Спецназ» (для зимних походов).

Рукавицы меховые.

Фонарик с комплектом запасных батареек.

Спасательный жилет.

Калоши резиновые.

Система страховочная сблокированная с четырьмя кара­бинами (полуавтоматы).

Рукавицы брезентовые (усиленные).

Каска защитная с амортизатором.

Тетради общие (для дневников).

Гермомешок для личного снаряжения.