Дополнительная образовательная программа "Мир природы"

Формирование начального этапа экологической культуры при взаимодействии человека с природой

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Учитывая возрастные особенности дошкольников и младших школьников, основным методом образовательной деятельности является игра. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Во время проведения экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменением во времени.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитываются чувства красоты, любви к природе и бережное отношение к ней.

ПЕДАГОГИ

Суякина Надежда Витальевна - педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Что такое живая и неживая природа
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Почему меняются день и ночь
Почему за зимой не идет лето
Почему звезды разного цвета
Какие еще есть планеты в космосе
Зачем нужен воздух. Есть ли воздух в воде? Как увидеть и услышать воздух
Как возникает ветер. Зачем он нужен
Почему мы не можем жить без воды
Отчего бывает радуга
Что такое погода и почему она меняется

Почему дождь идет каплями, а не льется струйками? Почему бывает град и снег
Почему камни разного цвета
Итоговое занятие «Неживая природа». Игра "Цвета природы".

ЖИВАЯ ПРИРОДА. РАСТЕНИЯ

Какие бывают растения и для чего они нужны
Как растут растения
Для чего нужны семена и почему они разные
Почему осенью листья меняют цвет и опадают
Откуда берут названия растений
Какие бывают грибы
Почему некоторые растения ядовитые? Кому они нужны
Какие растения лечат
Игра "Лес чудес"

ЖИВАЯ ПРИРОДА. ЖИВОТНЫЕ

На какие группы подразделяются животные
Почему животные передвигаются по-разному
Как гусеница превращается в бабочку
Почему птицы летают и не падают
Почему клювы и лапы у птиц разные
Зачем и как пауки плетут паутину
Зачем жирафу такая длинная шея, а слону длинный хобот
Какие бывают дома у животных
Зачем животным нужны хвосты
Кто такие динозавры и почему они вымерли

Я – ЧЕЛОВЕК

Из чего сделан человек
Как человек чувствует

Здоровье и безопасность

Какие лесные опасности могут нас подстерегать
Какие домашние опасности могут нас подстерегать
Так ли опасны пожары, и к каким последствиям они приводят

Мы – исследователи

Как люди узнали об устройстве мира? Что такое исследование
Как надо наблюдать, что для этого нужно? Как задавать вопросы и отвечать на них

"Безмолвная" Арктика

Могут ли в холодной Арктике расти растения
Почему животные Арктики светлого цвета и не замерзают
Можно ли людям жить в Арктике

Загадочная тундра

Что такое болото? Кто живёт в болоте
Как живут в тундре северные олени
Как люди живут в тундре

Дремучий лес

Какие бывают леса
Почему у ели и сосны иголки вместо листьев
Почему некоторые животные впадают в спячку
Что расскажут следы жизнедеятельности
Что делать, если заблудился
Игра "Приди в лес другом"

Подводный космос

Чем отличается море от реки
Кто живет в пруду
Как животные могут жить в соленом море
Какие бывают рыбы

Жаркая пустыня

Правда ли что пустыня пустая и всегда ли она была такой
Кто может жить в пустыне

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие учебно-познавательной мотивации ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к изучению природы, через включение их в практическую и познавательную деятельность

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Учащиеся умеют:

Наблюдать природные объекты и явления, отмечать их в карточках или дневниках наблюдений
Пользоваться лупой, микроскопом
Сравнивать природные объекты и выделять отличия
Узнавать некоторые природные объекты по описанию
Устанавливать простую связь между строением организма и его функциями

Учащиеся знают:

Признаки живой и неживой природы
Разнообразие животных и растений и их взаимосвязь
Некоторые природные процессы и явления
Полезные и вредные свойства растений
Принципы безопасного поведения в природе
Значение природы для человека
Познакомятся со строением своего тела

У учащихся развивается:

Бережное отношение к природным объектам

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Таблицы:

1.Комплект таблиц по экологии, зоологии и ботанике

2.Земля-планета солнечной системы,

3.Времена года

Модели:

Рельефная демонстрационная модель "Внутреннее строение человека"
Рельефная модель "Внутреннее строение органов дыхания человека".
Строение горы, вулкана.
Строение шишки
Муляжи грибов
Муляжи овощей и фруктов
Коллекции:

Гербарий растений
Насекомые
Шишки хвойных
Тушки или чучела птиц
Минералы и горные породы

Видеофильмы:

1. "Жизнь растений"

2. Увлекательная природа.

3. Природоведение 1,2

4. Планета Земля (BBC DVD-фильм )

5. Голубая планета (BBC DVD-фильм )

6. Природные зоны мира

7. Природные зоны России

8. Развитие жизни на Земле

9. Биология 1,2,3.

10. Живая природа 1,2