Дополнительная образовательная программа "Лесная экология"

Изучение лесных экосистем, природоохранная, исследовательская эколого-просветительская работа.

Направленность программы – эколого-биологическая, природоохранная.

Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на «обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения». В связи с этим остро стоит вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач – движение школьных лесничеств. Программа «Лесная академия» является основой образовательной деятельности для школьных лесничеств Шушенского района.

Программа реализуется на базе образовательного учреждения дополнительного образования. Отдельные занятия могут проводиться на базе природоохранных и лесохозяйственных организаций, средне-специальных лесохозяйственных учебных учреждениях. Практические занятия, учебные исследования, природоохранная, лесохозяйственная деятельность реализуются в лесничествах на лесных участках, экологических тропах, дендрариях.

Содержание работы школьного лесничества включает в себя следующие виды деятельности:

- образовательная деятельность;

- учебно-исследовательская деятельность;

- учебно-практическая деятельность;

- экологопросветительская деятельность;

- природоохранная деятельность

- лесохозяйственная деятельность.

Отличительной особенностью программы «Лесная экология» является то, что деятельность учащихся в школьном лесничестве организована на специально выделенной и закрепленной за ними территории лесного участка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу, под руководством специалистов образовательных учреждений и лесного хозяйства.

Реализация программы предусматривает сотрудничество с ФГБУ «Национальнй парк «Шушенский бор», Саяно-Шушенским лесничеством, Государственным природным биосферным заповедником «Саяно-Шушенский» и другими природоохранными организациями и ООПТ.

Срок реализации программы: 4 года

ПЕДАГОГИ

Панкратьева Татьяна Александровна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тематическое планирование
1.Лес и человек.
2.Охрана леса. ООПТ.
3.Профессия лесничий.
4.Компоненты леса.
5.Деревья как отличительная особенность леса.
6.Структура роста и развитие деревьев в лесу.
7.Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы.
8.Подлесок. Подрост.
9.Определение отличительных признаков древостоя.
10.Травянистые растения леса
11.Лесная флора как индикатор типов леса
12.Экология леса (климат, свет, влага, атмосфера, тепло, ветер)
13.Лес и почва.
14.Наблюдение за сезонным развитием деревьев
15.Экологические акции
16.Акция "Помоги зимующим птицам"
17.Зимняя подкормка животных
18.Операция "Елочка"
19.Акция "Птичий дом"
20.Акция "Сохраним лес живым"

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель - воспитание у обучающихся лесоэкологической культуры; расширение и углубление знаний в области биологии, экологии, лесоведения; формирование практических умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовка к сознательному выбору профессии.

Задачи:

- изучение и овладение школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;

- формирование исследовательской компетентности;

- развитие навыков в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий,

- знакомство с профессиональной деятельностью специалистов лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;

- организация и проведение природоохранной агитации и пропаганды;

- формирование у учащихся ответственного, бережного отношения к природе.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Реализация содержания программы создает условия для ознакомления с профессиями: экскурсовод, методист экопросвещения, инженер лесопатолог, лесничий, инженер лесного хозяйства, инженер по охране леса, агроном, охотовед, зверовод, ботаник, ихтиолог, фотокорреспондент, журналист.

Основные образовательные результаты:

- овладение школьниками основами лесохозяйственных дисциплин, свободное использование специальных терминов и понятий;

-овладение юными лесоводами навыками в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных работ и мероприятий;

-овладение учащимися исследовательской компетентностью;

- включенность детей в общественно-полезный труд по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, природоохранные акции, мероприятия;

-способность школьников к самоопределению в выборе профессии;

-наличие у учащихся высокого уровня лесоэкологической культуры

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Обязательное наличие прививки от клещевого энцефалита или страхового полиса.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Методическое обеспечение программы:

Видеофильмы:

1. «Национальный парк Шушенский бор». 2010г.

2. «Заповедник в центре Азии (Саяно-Шушенский биосферный заповедник» Стахеев В.А.,

3. «Природные сообщества» 2 фильма. – Студия «КВАРТ», Москва. (Экосистемы; «Лесной Биогеоценоз»- Антропогенное влияние человека на биогеоценоз.)

4. Комплект видеокассет серии "Глобальная экология":

Кассета № 1 "Обращаться осторожно".

Кассета № 2 "Шанс на спасение«.

Кассета № 3 «Будущее в гармонии». Видеостудия «КВАРТ»

Москва.

5. "Жить или не жить«.- Студия «Кварт», Москва.

6. Экологические альманахи.

7. Видео- энциклопедия учителя биологии по разделам – «Биология» – 4 видеокассеты.

8. "Жизнь растений«.

9. «Жизнь животных» −3 части.

Компьютерные определители объектов природы «Эко Гид: Путеводитель по экосистемам» производства – экологического центра «Экосистема» Подмосковье:

1. Атлас- определитель деревьев и кустарников в осеннее -зимней период (определитель по почкам и побегам в безлиственном состоянии).(88 видов).

2. Атлас – определитель насекомых – вредителей лесных древесных пород (определитель по внешнему виду насекомых и повреждениям).(92 вида).

3. Атлас определитель травянистых растений средней полосы по внешним признакам (определитель цветов). 216 видов травянистых растений (47 семейств).

4. Атлас – определитель деревянистых растений в весеннее–летний период (определитель по листьям, цветкам и плодам). (92 вида деревянистых растений).

Компакт – диски:

1. Противопожарные агитационные материалы проекта Форест.

2. Психологическое тестирование детей и подростков.

3. Учебно- методические видеофильмы по методам организации «Экологические исследования школьников в природе» 4 времени года. Пособия по методам научно-исследовательской работы в природе.

4. "Природные зоны мира"

5. "Природные зоны России"

Демонстрационные стенды:

Развитие сеянцев сосны.
Основные лесообразующие породы.
Типы костров.
Переработка биомассы дерева на основные виды продукции.
Коллекции:

Насекомые – вредители леса.
Черепа млекопитающих.
Рога копытных животных.
Тушки птиц.
Трутовые грибы.
Муляжи шляпочных грибов.
Лишайники.
Следы жизнедеятельности животных.


Материально-техническое оснащение
Приборы:

1. Термометр водный.

2. Термометр почвенный.

3. Термометр воздушный.

4. Гигрометр.

5. Анемометр.

6. Высотомер.

7. Буссоль.

8. Компасы.

9. Мерная лента.

10.Рулетка.

11.Мерная вилка.

12.Бинокль.

13.Микроскопы, электронный микроскоп.

14.Лупы.

15.Весы лабораторные.

16.Часы песочные.

17.Комплект приборов и инструментов топографических КПТ – 1.

18.Прибор для демонстрации всасывания воды корнями.

19.Прибор для демонстрации водных свойств почвы.

20.Набор химической посуды

21.Лоток для раздаточного материала.

22.Гербарная сетка.

23.Гербарная папка

24.Совочки ботанические

25.Секатор

26 Топоры

27.Прививочный нож

28.Ножовки садовые.

29.Садовый инвентарь.

30.Меч Колесова.

31.Сачок для ловли насекомых

32.Кюветы

33.Чашки-петри

34.Пинцеты.

35.Морилки.

36.GPS-навигатор