Дополнительная образовательная программа "Интенсивная школа исследователей"

Разработка, оформление и защита исследовательских проектов и работ.

Исследовательская деятельность школьников с каждым годом становится все более актуальной, все чаще они ориентируются на решение экологических практических проблем и служат эффективным способом активации познавательной деятельности. В 10-11 классах учебные исследовательские проекты являются одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных в ходе освоения образовательной программы общего образования ФГОС. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений учащихся. Сетевая программа «Интенсивная школа исследователей» направлена на формирование исследовательской компетентности у учащихся старших классов, развитие способности самостоятельно работать с методиками, осуществлять сбор материала и проводить его анализ, презентовать результаты исследований и способствует профессиональному самоопределению учащихся. Идея программы заключается в расширении образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования. Базовые предметы изучаются в школе на уроках, а практическая часть исследований и индивидуальных проектов проводится в полевых условиях, на базе УДО.

Направленность программы: естественнонаучная; вид деятельности – учебно-исследовательская и проектная.

Междисциплинарная интеграция: биология, экология, география, лесоведение, психология, химия, физика. В ходе исследований учащиеся пользуются знаниями разных предметов, так как все явления и процессы в природе описываются с помощью разных дисциплин. В результате у учеников формируется целостное, разностороннее представление об окружающем мире.

Сотрудничество: программа предусматривает сотрудничество с природоохранными и лесохозяйственными организациями: национальный парк «Шушенский бор», государственный природный биосферный заповедник (ГПБЗ) «Саяно-Шушенский», «Саяно-Шушенское лесничество». В указанных организациях сформирована методическая, научная, материально-техническая база для разработки учебных исследований и проектов. Также научные сотрудники и узкие специалисты данных организаций могут оказывать консультации учащимся и руководителям исследовательских работ и проектов. Взаимодействие позволит повысить эффективность используемых методик и технологий выполнения исследовательских проектов.

Срок реализации программы: 1 год

ПЕДАГОГИ

Панкратьева Татьяна Александровна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Чемкова Маргарита Сагадатовна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Скиба Олеся Олеговна - педагог дополнительного образования, молодой специалист

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1
Учебные исследования – первый шаг в науку.
Блок 2
Поиск информации.
Блок 3
Методы и методики.
Блок 4
Практика исследований.
Блок 5
Статистическая математическая обработка данных.
Блок 6
Графическое представление числовых данных.
Блок 7
Написание и оформление исследовательской работы.
Блок 8
Эффективная презентация.
Блок 9
Индивидуальные консультации.
Блок 10
Подготовка к конференции.
Блок 11
Районная исследовательская конференция

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у учащихся исследовательской компетенции и исследовательских умений посредством овладения ими методов научного исследования в условиях сетевого взаимодействия

Задачи:

· формировать у учащихся навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности;

· формировать метапредметные знания и способы действия;

· формировать умение самостоятельно планировать и осуществлять собственное учебное исследование или проект;

· развить коммуникативные способности, проявляющиеся в умении презентовать выполненную работу и аргументировано ответить на вопросы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы у учащихся сформируются соответствующие знания, навыки и способности, а также продукт обучения:

· Метапредметные знания в области естественно-научных дисциплин;

· Навыки учебно-исследовательской деятельности и критического мышления;

· Навыки проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;

· Способность к инновационной, аналитической и творческой деятельности;

· Коммуникативные способности, выражающиеся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы;

· Общим результатов освоения программы будет индивидуальный исследовательский проект или исследовательская работа.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Методическое обеспечение программы

Приборы:

1. Термометр водный. 2. Термометр почвенный. 3. Термометр воздушный. 4. Гигрометр. 5. Анемометр. 6. Высотомер. 7. Буссоль. 8. Компасы. 9. Мерная лента. 10.Навигатор. 11.Мерная вилка. 12.Бинокли. 13.Микроскопы, электронный микроскоп. 14.Полнотомер. 15.Лупы. 16.Весы лабораторные. 17.Набор химической посуды. 18.Гербарная сетка и гербарная папка. 19.Секатор. 20.Совки для взятия образцов почвы. 21.Энтомологический сачок и набор для энтомологических исследований. 22.Набор для гидроисследований. 23.Метеостанция.