Дополнительная образовательная программа "Экополис"

Приобретение знаний по спортивному туризму, краеведению и экологии как неотъемлемой части любого похода, экспедиции и экскурсий на практике.

Среди большого количества форм привлечения подростков в дополнительное образование, наиболее актуальными и востребованными являются активные виды деятельности, такие как экстримальный спорт и туризм. Поэтому возникла необходимость разработать программу интенсивной школы по спортивному туризму "Экополис«.

Программа «Экополис» предусматривает приобретение знаний по спортивному туризму, краеведению и экологии как неотъемлемой части любого похода, экспедиции и экскурсий в основном не в теории, а на практике.По окончании курса обучения, по программе, запланирован зачетный многодневный поход с активным способом передвижения по маршруту и 2-3 ночлегами в полевых условиях.

Программа разделена на сезонные модули: осенний, зимний, весенний и летний. Каждый модуль включает от 1 до 2-х маршрутов, которые разрабатываются по принципу увеличения степени сложности с 1 по 4 год обучения.

Учащимся прошедшим полный курс обучения по программе «Экополис» выдаются свидетельства.

Срок реализации программы: 4 года

ПЕДАГОГИ

Панкратьева Татьяна Александровна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Чемкова Маргарита Сагадатовна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Радионов Артем Владимирович – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория;

Стяжкин Дмитрий Николаевич – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Мухамедиев Тимур Джихатович – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Скиба Олеся Олеговна – педагог дополнительного образования, молодой специалист;

Углев александр Яковлевич – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

Суякина Надежда Витальевна – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план "Экополис«

Осенний модуль – Теория: История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм, конный и др. Краткая ха­рактеристика каждого вида туризма. Понятие о спортивном туризме. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень лично­го снаряжения для трехдневного похода, требования к не­му. Типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для осенних походов.Типы и назначение костров. Правила разведения костра. Правила безопасной работы с топором и пилой при заготовке дров. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).Групповое снаряжение, требования к нему. Спортивное снаряжение. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи.

Практические занятия на местности. Изготовление носи­лок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.Укладка рюкзаков, под­гонка личного снаряжения. Работа с групповым снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт. Практическое занятие «Спортивное снаряжение». Распределение снаряжения между участниками учебно-тренировочного похода. Выбор места. Поход. Работа с картами пещер. Самостоятельная установка палатки. Разжигание костров (по назначению). Формирование поход­ной медицинской аптечки.

Зимний модуль – Теория: Особенности подготовки, организации и проведения зимних туристических походов. Температурный режим. Подготовка личного снаряжения к походу. Посуда. Аксессуары. Подборка линейки зимней туристической одежды. Подготовка к походу, путешествию. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Снегоступы. Специальное снаряжение для лыжного туризма. Определение цели, задач и выбор района похода. Распреде­ление обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Практические занятия на местности. Изготовление носи­лок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. Составление плана под­готовки 1–2-дневного похода. Изучение маршрутов походов. Поход. Практическая работа «Специальное снаряжение для лыжного туризма», «Установка палаток в зимнее время». Составление меню и списка продуктов для 1-2-дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов (с 3 участниками похода).

Весенний модуль – Теория: Особенности подготовки, организации и проведения весенних (межсезонных) туристических походов. Особенности велосипедного туризма. История развития велосипедного туризма. Порядок передвижения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение туристской группы по дорогам, тропам, по ровной и пересечен­ной местности, по лесу, через кустарники, через завалы, по за­болоченной местности, по травянистым склонам. Передвижение на велосипедах по маршруту. Категорийность маршрутов.

Практические занятия в помещении. Оказание первой по­мощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи). Наложение простейших повя­зок, обработка ранок и ссадин, мозолей. Практика: велопробег по маршруту, отработка движения группы колонной, соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местно­сти: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболочен­ной местности. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация гимнастической самостраховки и взаимо­помощь. Использование простейших узлов, их назначение, техника вязания. Правила поведения туристов в населенном пункте. Взаимоотношения туристов с местным населением.

Летний модуль – Теория: Водный, горный, спелео- туризм. Особенности маршрутов сплавов по рекам. Средства сплава (плавсредства). Основной перечень необходимого и обязательного снаряжения и вещей на сплаве по рекам. Особенности пешеходного похода. Специфика горного туризма и особенности высокогорной адаптации. Тактико – техническая подготовка к горному походу. Категорийность маршрутов. ТБ при прохождении маршрутов.Практические занятия на местности. Пеше-, вело-, спелео- или горный поход. Сплав по заданной реке. Упражнения по определению азимута движения в солнечные дни по теням от предметов, определение азимута в разное время дня. Многодневный поход с активным способом передвижения по маршруту и 2-3 ночлегами в полевых условиях. Участие в работе профильного туристско-спортивного лагеря.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель: овладение основными туристско-спортивными навыками через организацию совместной спортивно-досуговой и туристской деятельности.

Задачи:

– познакомить учащихся со специальной терминологией и основами техники туризма;

- сформировать начальные навыки по основам техники пешего, горного, водного лыжного, вело и спелеотуризма.

– привить подростку желание к здоровому образу жизни через занятие спортом;

- развить коммуникабельность, ответственность, самостоятельность через организацию групповой и индивидуальной деятельности;

- воспитать экологическую культуру.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Знают:

· Виды туризма и их отличия;

· Личное и групповое туристское снаряжение;

· Типы и назначение костров. Правила разведения костра;

· Организацию передвижения в походе и преодоление препятствий во время прохождения маршрута;

· Технику безопасности в туристских походах;

· Понятия о топографической и спортивной карте;

· Условные туристические знаки;

· Способы ориентирования на местности с помощью карты в походе;

· Основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

· Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации;

 Умеют:

· Укладывать рюкзак;

· Складывать разные виды костров;

· Разжигать туристический костер во время дождя;

· Выбрать место для привала и ночлега (бивака);

· Устанавливать палатки разных типов и модификаций;

· Пользоваться альпенштоком. Использовать простейшие узлы, их назначение, владеют техникой вязания;

· Работать с картами раз­личного масштаба;

· Пользоваться компасом, ориентироваться по сторонам горизонта, азимут;

· Оказать первую доврачебную помощь. Наложить простейшие повязки, обработать раны и ссадины, мозоли.

· Приемы транспортировки пострадавшего

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Обязательное условие - наличие медицинской справки с отметкой о прививке от клещевого энцефалита или страховое свидетельство.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Раздаточный материал для занятий:

1. Дрова для моделирования типов костров.

Приборы:

1. Компас.

2.Рулетка..

3.Бинокль.

4.Гербарная сетка.

5.Гербарная папка

6.Совочки ботанические

7.Секатор

8. Топоры

9.Сачок для ловли насекомых

Технические средства обучения:

1. ноутбук

2. проектор

3. Демонстрационный экран

Видео и фотооборудование:

1. Цифровой фотоаппарат – 2 шт.

2. Видеокамера – 1 шт.

Оборудование и снаряжение общетуристского назначения

Палатка туристская 3-4-местная, Тенты для палаток (верхние, серебрянка), Тенты для палаток (нижние, полиэтилен), Палатка туристская шатровая типа «Зима» 12-15-местная, Тент на палатку типа «Зима» (верхний, сере­брянка), Тент для палатки типа «Зима» (нижний, полиэти­лен – 4×4 м), Палатка туристская типа «Тетра» (или базовая) 4-5-местная, с тентами, Палатка туристская походная 2-местная, Плита газовая походная туристская 2-конфорочная, Баллоны газовые 5-литровые, Баллоны газовые 12-литровые
Тент для кухни
Тент для столовой
Столы складные
Скамейки
Фляги для питьевой воды (40 л)
Термос (3 л)
Пила двуручная в чехле
Пила туристская компактная (струна)
Топор большой в чехле
Топор малый в чехле
Колышки для палаток
Стойки для палаток
Таганок костровый
Рукавицы костровые (брезентовые)
Каны (котлы) туристские
Аптечка медицинская в упаковке
Ремонтный набор в упаковке
Радиостанции портативные
Стульчики складные
Коврик теплоизоляционный
Рукавицы рабочие
Фонари сигнально-осветительные
Лопата саперная в чехле
Призмы для ориентирования на местности
Компостеры для отметки в карте при ориентиро­вании на местности
Накидка от дождя (серебрянка)
Накидка от дождя (полиэтиленовая)
Костюм спортивный беговой
Костюм парадный
Костюм ветрозащитный
Штормовки брезентовые
Номера участников (нагрудные и набедренные)
Тент хозяйственный
Клеенка кухонная
Посуда для приготовления пищи (ножи, терка, консервный нож и т. п.)
Маршрутные документы (маршрутные листы)
Зеркало 20>Горелка газовая походная
Баллоны газовые к горелке
Спец. полотно для носилок

Специальное снаряжение для горно-пешеходного туризма

Веревка основная (20 м)
Веревка основная (30 м)
Веревка основная (40 м)
Веревка основная (50 м)
Веревка основная (60 м)
Веревка вспомогательная (30 м)
Веревка вспомогательная (50 м)
Петли прусика (веревка 6-8 мм)
Спец. полотно (носилки)
Система страховочная
Карабин туристский (полуавтомат)
Карабин туристский (автомат)
Веревка вспомогательная (40 м)
Альпеншток
Репшнуры (2-3 м диаметром веревки 6-8 мм)
Каска защитная
Полиспаст
Зонд лавинный
ФСУ (универсальное)
ФСУ (для сдвоенной основной веревки)
Кошки альпинистские
Блоки (2-4-кратные)
Жумары

Специальное снаряжение для лыжного туризма

Лыжи спортивно-беговые
Средство для транспортировки пострадавшего – волокуша разборная
Лыжные палки
Ботинки лыжные
Тросик костровый
Куртка парадная утепленная
Планшеты для зимнего ориентирования
Лопата снеговая (лавинная)
Бахилы
Крепления лыжные
Фонарь сигнальный
Фонарь газовый с комплектом газовых баллонов
Фонарь «Летучая мышь»
Валенки с галошами
Тент верхний на палатку «Зима» (полиэтиленовый)
Лыжи «Лесные»
Зонд лавинный

Экспедиционное снаряжение для водного туризма

Байдарка «Таймень-2» , Байдарка «Таймень-3» , Катамаран 4-местный
Гермомешки , Фартуки для байдарок , Весла байдарочные
Жилет спасательный
Емкости непотопляемости
Вешки для дистанции водных соревнований
Свисток сигнальный
Ремонтный набор для водного туризма