Дополнительная образовательная программа "100 вопросов о природе"

Дети знакомятся с методами исследований, учатся наблюдать и ставить простые эксперименты, делать простые выводы.

Особенность программы заключается в развитии и закреплении первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности. В ходе занятия дети совместно с педагогом находят ответ на поставленный вопрос. Это способствует развитию познавательного интереса и мышления. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, умения самостоятельно мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально сопереживать. 

Весь образовательный процесс построен на игровых моментах и практических работах. В работе используются интеллектуальные, коммуникативные, интерактивные, развивающие игры; моделирование, наблюдение, опыты, эксперименты, рассказы, чтение художественных произведений о природе и их обсуждение, загадки, викторины. Просмотр и обсуждение видеофильмов. Дети с особым интересом смотрят фильмы о природе, учатся видеть красоту, сочувствовать, воспринимать природу не только как источник ресурсов.

Занятия проводятся на природе (экскурсии, прогулки), наблюдение за животным миром и объектами живой и неживой природы очень полезны и необходимы для детей.

Экологическое образование ребенка лучше начинать с самого раннего возраста. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте формируются представления о окружающем мире, основные учебные навыки человека. Это самый благоприятный возраст для целенаправленного формирования экологических знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Возраст почемучек является периодом проявления неутомимой и оригинальной любознательности, ребенок задает огромное количество вопросов, исследует новые области, ищет и находит применение вещам.

ПЕДАГОГИ

Власова Екатерина Сергеевна - педагог дополнительного образования

Чемкова Маргарита Сагадатовна - педагог дополнительного образования – высшая квалификационная категория; инструктор детско-юношеского туризма

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 блок:

"Мы исследователи"

Как люди узнали об устройстве мира? Что такое исследование?
Какие бывают исследования?
Что такое гипотеза? Все ли гипотезы сбываются?
Как исследовать? Где найти ответ?
Как надо наблюдать, что для этого нужно?
Что такое опыт и эксперимент?
Как задавать вопросы и отвечать на них?
Как доказать свое мнение и подготовиться к выступлению?
Выбор темы исследования. Постановка опыта, эксперимента, наблюдения.
Оформление результатов в дневники наблюдения. Игровой тест "Исследователь"
Что? Как? Почему? Где? Когда? 

2 блок:

"Неживая природа в опытах и экспериментах"

Почему меняются день и ночь?
Почему за зимой не идет лето?
Почему звезды разного цвета?
Какие еще есть планеты в космосе?
Зачем нужен воздух? Есть ли воздух в воде? Как увидеть и услышать воздух?
Как возникает ветер? Зачем он нужен?
Почему мы не можем жить без воды?
Почему снег и лед тают?
Что такое погода и почему она меняется?
Почему дождь идет каплями, а не льется струйками? Почему бывает град и снег?
Почему камни разного цвета? Викторина "Неживое!?"

3 блок:

"Живая природа в опытах и экспериментах"

Какие бывают растения и для чего они нужны?
Как питаются растения?
Для чего нужны семена и почему они разные?
Почему осенью листья меняют цвет и опадают?
Откуда берут названия растений?
Какие бывают грибы?
Почему некоторые растения ядовитые? Кому они нужны?
Какие растения лечат?
Игра "Лес чудес"

Как животные стали домашними?
Как пчелы делают мед?
Как гусеница превращается в бабочку?
Как птицы летают?
Почему клювы и лапы у птиц разные?
Зачем и как пауки плетут паутину?
Зачем жирафу такая длинная шея, а слону длинный хобот?
Какие бывают дома у животных?
Зачем животным нужны хвосты?
Кто такие динозавры и почему они вымерли?

Из чего сделан человек?
Как человек чувствует?
Почему у людей бывает разный цвет кожи?

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников.

Задачи:

· Развивать у детей интерес к изучению окружающего мира через совместный поиск ответов на поставленные вопросы

· Формировать у детей представление об окружающем мире

· Развивать основы исследовательских способностей

· Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности детей в процессе игровой и практической деятельности.

· Развивать основы экологической культуры детей.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Учащиеся знают и умеют:

· Наблюдать природные объекты и явления, отмечать их в карточках или дневниках наблюдений

· Пользоваться лупой, микроскопом

· Сравнивать природные объекты и выделять отличия

· Видеть проблемы

· Задавать вопросы

· Выдвигать гипотезы

· Давать простые определения понятиям

· Наблюдать

· Проводить эксперименты

· Делать выводы и умозаключения

· Доказывать и защищать свои идеи

По внешнему виду животного определять среду его обитания

· Признаки живой и неживой природы

· Разнообразие животных и растений и их взаимосвязь

· Некоторые природные процессы и явления

· Методы исследования

У учащихся развивается:

· Бережное отношение к природным объектам

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально-техническое обеспечение.

Таблицы:

1.Комплект таблиц по экологии, зоологии и ботанике

2.Земля-планета солнечной системы,

3.Времена года

Модели:

1. Рельефная демонстрационная модель "Внутреннее строение человека"

2. Рельефная модель "Внутреннее строение органов дыхания человека".

3. Строение горы, вулкана.

4. Строение шишки

5. Муляжи грибов

6. Муляжи овощей и фруктов

Коллекции:

1. Гербарий растений

2. Насекомые

3. Шишки хвойных

4. Тушки или чучела птиц

5. Минералы и горные породы

Видеофильмы:

1. "Жизнь растений"

2. Увлекательная природа.

3. Природоведение 1,2

4. Планета Земля (BBC? DVD-фильм )

5. Голубая планета (BBC? DVD-фильм )

6. Природные зоны мира

7. Природные зоны России

8. Развитие жизни на Земле